Фотограф Максим Сарычев коллекционирует остановки. Находит старенькие с мозаикой, фотографирует и однажды соберет их всех в карту. Видели такие? Мозаика уже наверняка поистрепалась, сюжет на ней — наивный и будто из детства, а сами остановки вы в центре не найдете. Такие остались только в глуши, рассказывает binkl.by.
Максим приезжал в Брест на неделю в рамках арт-резиденции Фонда развития Брестской крепости. За это время он нашел и сфотографировал 25 исчезающих мозаик на автобусных остановках в области.
На Украине, кстати, искать остановки легко, в интернете есть карта, на которой они обозначены. В Беларуси же такой карты нет и она появится благодаря работе Максима.
В округе Бреста Максим отснял 20 локаций, которые подсказали люди, еще 5 он нашел сам. Говорит, что поиск остановок с мозаиками напоминает ему охоту грибника:
Маршруты передвижения Максима сравнил с пентаграммами на карте: едешь и не знаешь, что будет дальше.
Остановки с мозаикой, так знакомые нам из детства и увядающие сейчас, можно считать первым стрит-артом.
Для художников советского времени оформление пространств монументальными мозаиками было редкой возможностью заниматься искусством в системе, в которой все работало на пропаганду.
Через фильтры контролирующих комиссий удавалось и пропустить неожиданные эксперименты с формой, отходя от соцреалистических канонов, и создавать неполитические работы. Сюжеты мозаик могли обращаться к специфике места — флоре, фауне, национальным чертам, сказочным мотивам, простому человеку или мечтам о космосе… — рассказал Максим.
Максим не отрицает, что в сюжетах мозаик не обходилось без идеологии, ведь «в СССР все были сильны и трудолюбивы, а государство — достойно и велико». Интересно, вдохновляли ли эти космические мозаики тех, кто смотрел на них по пути на работу?
То, что связано с советским прошлым, сейчас приобретает негативный шлейф. Но Максим отмечает, что СССР оставил на память не только токсичную идеологию, но истории о людях, местах — сказочные и добрые — именно они составляют часть идентичности многих «постсоветских» людей, а вот наследие постепенно исчезает.
Причиной этому фотограф называет низкий культурный уровень — организаций, которые обслуживают территорию, чиновников, которые не видят в этом наследии ценности и могут уничтожить мозаику в любой момент.
На новых трассах остановки — это однотипные железные коробки. Чем дальше от больших магистралей, тем больше сохранившихся мозаик.
Особенной Максим назвал остановку в Мокранах — поселке на границе с Украиной. На большой мозаике изображены бабушка с дедушкой, которые сидят на лавочке.
Но расценки оказались «не местные» — остановка стоила 4500$, так что энтузиазм пришлось отложить и надеяться, что в такой глуши она простоит еще лет 20 никому не нужная.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.