Пережить пандемию: Брестская филармония репетирует, а зрители не сдают билеты

15 апреля 2020 в 09:39
Поделиться
Класснуть
Отправить

В период эпидемии культура наиболее уязвима — от нее отказываются в первую очередь. Как работники культуры переживают непростые времена и что помогает им держаться на плаву, выяснял Sputnik.

В Бресте уже есть прецедент, когда кашляющую девушку попросили выйти из троллейбуса: статистика вынуждает население нервничать.

Тем не менее, перед входом в областную филармонию продолжают выставлять стойки с афишами. Пусть большинство заявленных мероприятий перенесено или под вопросом. Но в филармонии работают оптимисты.

Все в строю, — констатирует директор Татьяна Колтынаева. Вариант уйти в отпуск или за свой счет был сотрудникам предложен. Однако уходить никто не стал.

Ситуация на данный момент

Работа наша встала практически на 80%, если взять ее коммерческую составляющую, — говорит Татьяна Колтынаева.

Речь идет о концертах с участием приезжих артистов. Границы закрыты, выступления перенесены либо отменены. Но и артисты самой филармонии оказались невыездными, причем даже в рамках города.

Наш зритель-слушатель — это учреждения образования, учреждения культуры. Рекомендовано сейчас места с массовым скоплением людей не посещать. Естественно, наша деятельность (концертная — Sputnik) прекратилась полностью, — рассказывает Колтынаева.

Конечно, настанет момент, и ситуация улучшится. Но делать прогнозы – прерогатива метеорологов и экстрасенсов. Директор должен оперативно принимать решения. Тем более, нет худа без добра.

Обычно новые программы готовятся летом. Значит, настал тот момент, когда нужно, находясь в учреждении, просто подготовиться к новому сезону, — описывает текущую ситуацию Татьяна Анатольевна.

С чего все началось

Первым отменился Уральский хор. Коллектив должен был выступить в Бресте 22 марта с юбилейным концертом (75 лет деятельности!).

Россия им запретила выезд на гастроли. Потом пошли все, — объясняет Колтынаева.

Руководитель брестской филармонии говорит об этом спокойно. Хотя это и непросто, когда отмены и переносы покатились лавинообразно.

Например, скрипично-виолончельный дуэт Шишков-Каризна не рискнул приехать еще в начале марта. В Бресте на тот момент не было ни одного подтвержденного случая заражения COVID-19. Но артисты опасались застрять в Беларуси, если границы вдруг закроют. Концерт был назначен на 15-е число. Германия, где последние годы живет Артем Шишков, «акрылась» 19-го.

До последнего тянул «Квартал 95». Билеты на него были распроданы с аншлагом. Но когда на Украине приняли жесткие карантинные меры, артисты все-таки перенесли свое выступление на июнь.

Переносить нельзя отменять

Май в афишах выглядит оптимистично. Здесь надеются, что с приходом тепла все в стране (и не только в нашей!) наладится. Если же нет, то придется переносить мероприятия снова… Но не отменять! Ведь ничто так не укрепляет доверие, как предоплата. Поэтому острый украинский юмор, изменивший мир, в Бресте непременно прозвучит.

Не в июне, так в другом месяце: гонорар «Кварталу 95» оплачен.

Поэтому страха, что пропадут билеты или пропадут деньги, не должно быть, — уверяет Татьяна Колтынаева и поясняет: — Билеты все у нас остались действительны на все концерты, которые перенесены. И в этом случае ряд, время, место (за исключением самого дня проведения — Sputnik) — все будет сохраняться… Несмотря на то, что, в общем-то, растет доллар, и даже расходы по приезду коллектива тоже растут…

Процент сдачи билетов, надо заметить, есть, но он небольшой. И это успокаивает. Труднее сейчас, определенно, Белгосфилармонии. На ее сайте висит призыв к зрителям поддержать артистов и не сдавать билеты. Все приобретенные ранее билеты получают статус «билета с открытой датой» и дают право посетить любой концерт Белгосфилармонии по вашему выбору до 1 декабря 2020 года.

Репетиции — наше все

Каждый год у нас готовятся две новые программы. Что готовим обычно летом, мы перенесли на более ранний срок, — объясняет Елена Фирсова, художественный руководитель Брестской областной филармонии.

У Елены Викторовны двое детей, а вот бабушек-дедушек, готовых прийти на выручку, нет. Поэтому первую каникулярную неделю (пока мама на работе) дети посещали школьный лагерь, а вторую — оставались дома. Дальше придется опять что-то решать… ведь репетиции надо продолжать!

Пусть репетиционный период сейчас вынужденный, но для сотрудников филармонии это великое благо.

Наше управление культуры позволяет нам заниматься репетиционными нашими делами и не отправляет нас за свой счет, потому что каждый понимает: многие живут от зарплаты до зарплаты. И чтобы пойти за свой счет, надо понимать, за что ты будешь содержать семью, — прямо говорит Татьяна Колтынаева. — Поэтому я благодарна, что нас никуда никто не отправляет.

У нее самой, помимо административной работы, есть и творческая — сольная программа. Но спеть романсы под аккомпанемент Брестского духового оркестра в конце апреля, очевидно, не выйдет. Так что и здесь — перенос. С другой стороны, на приведение в порядок текстов, написание аранжировок в обычной жизни всегда остаются ночи… Сейчас самое время что-то изменить к лучшему.

На вокалистов, понятное дело, маски не наденешь, но стратегический запас повязок у сотрудников есть, термометры на всякий случай лежат у вахтера, да и антисептиком на входе в филармонию никто не ленится обработать руки.

Сейчас мы еще делаем реквизит к нашим спектаклям. Наши рабочие заняты изготовлением декораций, все это мы делаем своими силами, костюмы в том числе, — добавляет худрук. — То есть занята абсолютно вся филармония: рабочие, артисты, звукозаписывающая студия — работа у нас кипит!

Классика на каждый день

В свободное время директор филармонии слушает канал «Классик». Из личных наблюдений отмечает, что те, кто сегодня «впадает в трагедию», начинают слушать больше драматической музыки. Хотя самый популярный композитор на всех этих сайтах с классической музыкой, пожалуй, Моцарт. В плейлист ставят также очень много русской классики, причем исполняют ее все, в том числе японцы и китайцы…

В условиях коронавируса филармонии мира проводят онлайн-концерты, — замечает Елена Фирсова.

Так что не только у брестчан — у всего мира! — есть уникальная возможность свободно послушать Венскую оперу.

Может, и коронавирус мы победим посредством прослушивания классической музыки?.. — вопросительно улыбается Татьяна Анатольевна.

И это только отчасти вопрос, а отчасти — утверждение. У страха очень большая разрушительная сила. А внутренние силы организма необъятны, когда человек в чем-то искренне и глубоко убежден. И ситуация в Беларуси непременно наладится, директор Брестской областной филармонии верит в это. И идет решать текущие вопросы.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.