Брест — один из древнейших городов страны, который впервые упоминается в 1019 году. Но мало кто знает, что здесь проживает самая древняя еврейская община в Восточной Европе и многие века евреев здесь было куда больше, нежели белорусов, пишет Sputnik.
Город с тысячелетней историей многие ассоциируют с подвигом солдат крепости в Великую Отечественную войну. И факт, что в Бресте проживает самая древняя в стране еврейская община, малоизвестный.
В определенные годы община Бриска (так еще называли город евреи) была одной из самых влиятельных в Европе по одной простой причине: приграничный город располагался на перекрестке важных транспортных путей. За что, собственно, не раз платил большую цену. За территории боролись и поляки, и литовцы, и русские. Город то и дело менял названия да отстраивал заново разрушенные здания. В годы Великой Отечественной войны больше половины населения было уничтожено оккупантами. И основное число погибших — это евреи.
О советском времени в местной еврейской общине вспоминать не любят. Говорят, притесняли, национализировали имущество. А после распада Союза было хоть и трудно, но как-то попроще.
Сейчас брестские евреи, хоть их немного осталось, активно участвуют в культурной и общественной жизни города. И вспоминают многовековую историю Бриска.
Корреспондент Sputnik Денис Кошелев отправился в самый западный город страны: встретился с местными евреями-активистами, прогулялся по памятным местам города и рассмотрел за обновленными фасадами историю.
О прошлом и современности Бреста рассказал Борис Менделевич Брук, долгие годы он руководил городской еврейской общиной «Бриск». Хотя сам вообще родился в Москве, а служил в советское время в разных городах большой страны. Но большую часть жизни все же прожил в Бресте, чем очень гордится.
Встречаемся с Борисом Менделевичем на бывшей улице Белостоцкой (ныне — Советских пограничников) в здании синагоги. Ее возвели еще в конце XIX века.
Вообще символично начинать беседу именно в синагоге, которая долгое время была вовсе не религиозным строением, а офисами коммерческих компаний.
По словам собеседника, за советское и постсоветское время здание сильно изменилось. В бывшей синагоге возвели сцену, установили новые стены. Были здесь танцы, праздничные вечера.
Тогда еврейская община была разрозненной, говорит он. Не было духовного религиозного лидера, а с приездом Хаима Рабиновича в Брест вновь начались разговоры, чтобы вернуть синагогу. Местные власти были не против, но только предложили купить здание.
Синагога Экдеш здесь уже третий год. Многое внутри здания пришлось изменить, сделан ремонт.
К слову, в начале ХХ века синагога работала при еврейской больнице и была в городе вторая по величине и знаковости, ее так и называли «Вторая синагога».
До Второй мировой войны в Бресте было более 40 синагог. Самая главная — хоральная. Нынешний кинотеатр «Беларусь» в городе — и есть то самое здание главной синагоги, которая построена в 1862 году.
Еврейская община в Бресте считается самой древней в Беларуси. Еще в 1388 году князь Витовт даровал Брестской еврейской общине привилей, который позволял свободу вероисповедания и давал большие права в торговле.
В ВКЛ нишу торговцев и ремесленников, которые жили в городах, заняли евреи. Этим же евреи занимались в Бресте и при Польше. Когда город по третьему разделу Речи Посполитой в 1795 году отошел к Российской империи, евреям больше не разрешали иметь свои наделы в деревнях, и тогда все они перебрались в города. Тогда их в Бресте стало еще больше.
Укрепило такой расклад и то, что по западной части империи была проведена черта оседлости, за которой было запрещено жить евреям. Так и получилось, что еврейское население находилось преимущественно в городах Западной Беларуси.
Как отмечают многие историки Бреста, после прихода советской власти в городе сразу началась национализация. Были национализированы в том числе и молельные дома.
Врачей этого медучреждения немцы расстреляли одними из первых в 1941 году. Собственно, расстрелы в городе начались мгновенно — на следующий день после прихода оккупантов.
К концу ноября 1941 года в городе было создано гетто. А хоральную синагогу превратили в склад. Гетто подразделялось на две части.
В части «А» работали трудоспособные люди, а в гетто «Б» были старики и больные. За принудительные работы евреям платили в несколько раз меньше, чем остальным местным жителям. А любой горожанин, который спрячет еврея, подлежал расстрелу.
Любой, кто покидал гетто, — тоже подлежал казни. Погромы гетто проходили постоянно. Немцы отбирали из имущества евреев все самое лучшее.
В 1942-м году евреев в городе не осталось. Сохранились в областном архиве данные — как расстреливали евреев из гетто и как вели журнал учета.
В разные годы в Бресте существовало много религиозных организаций, было и несколько еврейских партий.
Кстати, в Бресте в 1913 году родился Менахем Бегин. Выдающийся израильский политик, философ, писатель и седьмой по счету премьер-министр. А еще он лауреат Нобелевской премии мира.
К слову, Менахем Бегин освободился в 1941 году, вступил в армию Андерса (условное название формирований вооруженных сил Польской Республики — прим.). Затем оказался в Палестине, где и остался, стал бороться за создание еврейского государства.
Корни еще одного экс-премьер-министра Израиля Ариэля Шарона также из Беларуси. Его дед Мордехай Шейнерман родился и вырос в тогда еще польском Брест-Литовске. Шейнерман был убежденным сионистом и стал основателем сионистской организации в городе. Дружил с Зеэвом Бегиным, отцом того самого Менахема Бегина.
Неподалеку, в деревне Мотоль, сейчас это Ивановский район Брестской области, родился первый президент Израиля Хаим Вейцман. А в молодые годы в Пинске на Брестчине, у бабушки и дедушки, жила Голда Меир, будущий 5-й премьер Израиля.
О том, что брестская община в прошлом веке действительно гремела на весь мир, говорит и то, одна из улиц старого Тель-Авива названа в честь общины — Бриск. А в Нью-Йорке есть синагога имени брестской общины.
Борис Брук отмечает, что сейчас еврейская община переживает не лучшие времена. Не потому, что в Бресте плохо жить. Просто ушли поколения, которые привязаны были к родному дому.
По его наблюдениям, большое количество евреев уехало из Бреста в начале 90-х, когда постепенно начал поднимать голову антисемитизм.
Сам Борис Менделевич не раз был в Израиле и ему там понравилось. Но остаться не захотел. Говорит, родина его — бывший Советский Союз.
И отмечает напоследок, что и в его возрасте можно быть занятым и востребованным человеком. Нужно просто этого хотеть. И чтобы здоровье немного позволяло.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.