Житель Барановичей бьет стекла во имя искусства

22 апреля 2024 в 13:19
Поделиться
Класснуть
Отправить

В роли холста – стекло, а вместо кисти и красок – молоток и зубило. 34-летний житель Барановичей Роман Бондарь создает эксклюзивные работы в технике, которой, по его словам, владеют всего несколько человек в мире. Пишет Заря.

Управлять неуправляемым

На контрастном черном фоне – замысловатая паутина тонких светлых трещинок, которые невероятным образом складываются в узнаваемое лицо. С этой работы прямо в душу вам смотрит пронзительным взглядом из-под густых бровей «аквамен» Джейсон Момоа, а на другой по высоким острым скулам и пухлым губам легко узнать неподражаемую Анжелину Джоли. Вот зловеще ухмыляется герой популярного фильма «Джокер», а тут вас приветствует железный человек собственной персоной.

Сам автор работ говорит, что, поскольку техника эксклюзивная, многие далеко не сразу понимают, особенно по фото, как это сделано. А рассмотрев как следует, по-настоящему изумляются: неужели это возможно – управлять бегом трещин по стеклу?!

Роман Бондарь осваивал эту науку, что называется, «вслепую», методом проб и ошибок, на протяжении двух лет. И стекло ему сдалось, подчинилось.

— Вообще-то с искусством я никогда связан не был, разве что с музыкой: окончил эстрадное отделение нашего музыкального колледжа. Пою, играю на гитаре, но для себя – по специальности не работаю. А вот рисовать я совершенно не умею! Собаку детям (а их у меня трое) рисую так: овал плюс круг, пару палочек-ножек и треугольники-ушки. Тем более поразительно, что с портретами на стекле у меня вдруг всё получилось, – сам себе удивляется Роман.

«Стукнешь чуть сильнее – и всё пропало»

Многодетный отец работает водителем и параллельно – мастером по перманентному макияжу. А идея поэкспериментировать с битьем стекол пришла к нему пару лет назад, когда Роман однажды заметил, что трещинки на разбитом лобовом стекле авто будто складываются в очертания лица. Сразу мелькнула мысль: «А что, если?..» Он начал искать информацию в интернете, и оказалось, что в мире всего человека три преуспели в этой уникальной технике. По крайней мере, только эти мастера как-то заявили о себе. Самый известный из них – швейцарский художник Саймон Бергер, который уже давно не разменивается по мелочам, а создает шедевры внушительных размеров. К примеру, портрет на стекле, украсивший фасад трехэтажного дома, арт-объект к выходу сериала «Соник», который заказала компания Netflix, витрины ювелирных магазинов BVLGARI или работы для немецкого автопроизводителя «Porsche» – и это лишь часть его масштабных работ.

— Конечно, ни Саймон Бергер, ни другие несколько мастеров не раскрывают секретов своей уникальной техники работы со стеклом. Но я так вдохновился, что меня это не остановило. Ездил по автомастерским, которые занимаются заменой автостекол и просил отдать мне ненужные, битые. Представлялся дизайнером интерьеров, у которого всё идет в дело. Кто-то смеялся, кто-то считал парнем со странностями, но тем не менее материалом для своих экспериментов я разжился, – вспоминает Роман. – Такие картины создаются на многослойном стекле (триплекс), ведь обычное от удара тут же рассыпалось бы на мелкие осколки. Автомобильное стекло – выгнутое, но для того, чтобы потренироваться, – лучше не придумаешь. Работы шведа я, конечно, засмотрел до дыр, пытаясь понять, как всё устроено, как ведет себя стекло. Первые попытки были не особо удачными, но я запасся терпением и, начав с нуля, по шажочку оттачивал технику.

Мастер говорит, что проще всего изображать на стекле харизматичные, фактурные лица. Тогда достаточно изобразить лишь лаконичный полупрофиль, и человек будет узнаваем. Но некоторые лица требуют более подробной и точной передачи. Поэтому работа над одним портретом может занимать у Романа от нескольких дней до месяца.

– Работаю на полу в позе «зю», потому что важна абсолютно ровная и неподвижная поверхность. Это непросто – ведь стучать по стеклу: нежно, аккуратно, выверяя каждое движение, – порой приходится часами. Иногда нужно «тюкнуть» тысячу раз, чтобы продлить скулу на сантиметр. А ударишь чуть сильнее – и всё пропало. В общем, я очень благодарен, что семья меня поддерживает и терпит то, что я столько времени провожу за этим занятием, – продолжает рассказ собеседник. – Для работы мне обычно нужно только фото, карандаш, которым размечаю тени, молоток, зубило и бензин. Зачем? При необходимости лью его на стекло и поджигаю, а после сразу по горячему бью. Так получается немного другой эффект расхождения трещин, замысловатые трехмерные узоры.

Основная реакция – «Вау!»

На сегодняшний день Роман Бондарь создал уже полтора десятка портретов на стекле, часть из них выставлял на масштабной столичной ярмарке авторских изделий «Чароўны млын», где произвел настоящий фурор.

— Ко мне подходило очень много людей. Ни у кого в голове не укладывалось, как я смог это сделать, потому что никогда ничего подобного не видели. Организаторы «Млына» сказали, что многим мастерам такого эффекта не удается достичь даже за 10 лет. Обо мне потом писали интернет-издания, в Барановичи приезжали снимать сюжет с телеканала «СТВ». И в целом, больше было положительных отзывов, а самая распространенная реакция – «Вау!». Но были и такие, кто мог обронить фразу вроде: «У вас тут, как на кладбище». Что ж, каждому свое, – рассуждает наш герой.

При этом заказов у мастера пока немного, потому что, учитывая трудоемкость и эксклюзивность работы, а также дороговизну материалов и багета, способного выдержать картину весом в несколько килограммов, – стоимость готового стеклянного портрета по карману далеко не каждому. Но Роман не унывает и считает, что у него всё впереди. Сегодня есть множество способов заявить о себе: соцсети, разнообразные телевизионные шоу талантов, выставки и просто «сарафанное радио».

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.