Брестский художник Тигран Джавадян пишет ночной город с высоты

11 февраля 2020 в 10:21
Поделиться
Класснуть
Отправить

Многие считают живопись чем-то скучным и думают, что в этом надо хорошо разбираться, чтобы понять её, пишет Онлайн Брест после мастер-класса брестского художника Тиграна Ишхановича Джавадяна.

Жизнь Тиграна Ишхановича не была такой прекрасной, как его картины. Родился в Армении, в возрасте шести лет после землетрясения пришлось переехать в Ашхабат, через год по тем же причинам — в Баку, где закончил школу, художественное училище и институт искусств.

И вроде жизнь стала налаживаться, но в 1987 году там начался Карабахский конфликт, и чтобы спасти свою жизнь, пришлось сесть на первый возможный самолёт и покинуть свой привычный уклад жизни, как и страну. Билет привёл его в Минск, где он случайно познакомился с директором СПМК 5 г. Бреста Ральтом Рантовичем Тахияном. Он увидел, что человек одет не по погоде и завязался разговор, по итогу которого Тигран Джавадян получил предложение жить в Бресте. Ральт Рантович предоставил 24-летнему парню работу художника на своём предприятии, помог с пропиской и общежитием.

После года посещений деловых переговоров с директором СПМК 5 Тигран Ишханович понял, что может открыть что-то своё. С помощью Ральта Рантовича открыл швейное предприятие, дела которого шли очень успешно.

До 2000-го года занимался бизнесом, но после некоторых жизненных обстоятельств пришёл к тому, что занимается не тем и своё место видит только в творчестве, ведь он всегда любил живопись. Тигран Джавадян рискнул и серьёзно занялся тем, что поистине приносит ему удовлетворение.

— Живопись… Само слово говорит о себе и даёт кайф. Когда на это смотришь, хочется всё больше и больше вглядываться, полностью погружаешься в мир и атмосферу полотна. Картина имеет энергетику: она живая, поэтому может исцелять и убивать.

Когда любишь сферу своей деятельности, то приходит чувство твоей важности и удовлетворение внутри себя. Если же человек занимается нелюбимым делом, то через какое-то время появляется чувство, будто он зря живёт.

История его творчества в Бресте началась с посещения картинного салона, в котором понял, что город не показывается в художественном свете. Художник занял эту нишу и имел неплохой успех, после которого поступили предложения провести персональные выставки в Варшаве.

Самым значимым временем не только мирской, но и творческой жизни Тигран Джавадян считает роспись храма в деревне Радеж Малоритского района, где он прожил пять лет. После того как владыка дал благословение, отправился в Московскую епархию для самостоятельного изучения иконописи.

Когда закончил работу в храме, вернулся в Брест и снова увидел, что изображения города были единичны. Его удивил данный факт, ведь материала для творчества стало ещё больше, но, увы, эту нишу никто не спешил занимать.

— Я обожаю Брест! И в момент возвращения к мирской жизни решил, что просто обязан показывать его красоту через своё творчество. На сегодняшний день для меня лучше Бреста места нет и не жалею, что судьба привела меня сюда.

Чтобы передать всю красоту города, делаю панораму из фото, потому что объектив фотоаппарата ограничен, а для работы нужен полный охват.

После небольшой беседы Тигран Ишханович начинает мастер-класс. Данный процесс завораживает, а запах натуральных компонентов краски, который распространяется по помещению, делает присутствующего частью чего-то глобального и, в какой-то степени, интимного. В этот момент интересно наблюдать за самим художником. Он полностью абстрагируется от внешнего мира, для него существует лишь холст, фото и подсознание. Если увидеть художника в процессе создания произведения искусства (а работы Тиграна Джавадяна иначе нельзя назвать), то можно подумать, что перед нами безумный: глаза не просто горят, а испепеляют, рука мастерски выворачивается для нанесения мазка, и, если честно, нарушать процесс возникновения шедевра абсолютно не хочется, поэтому лучше стоять молча в стороне и наслаждаться мастерством.

— Когда работаю, отключаю ум, потому что пока им пользуешься, то не сможешь в полном объёме написать картину. Он ограничен и может только анализировать, а чтобы картина приковывала взгляд, здесь нужно работать подсознанием, ведь талант внутри нас, а не в голове.

Когда полностью уходишь в себя, то не думаешь о самом письме, уже пишешь чувствами. Ведь каждый мазок — энергия, которую нужно вкладывать в свою работу. Когда выхожу из этого транса, не могу поверить глазам и постоянно себя спрашиваю: «Это точно я сделал?» Для людей, которые не интересуются живописью, кажется, что это легко, однако сам процесс очень трудоёмкий.

То, что хочешь нарисовать, должно быть в голове. Многие картины берут начало из фото, но они для меня являются сырым материалом. После ознакомления оцениваю, мысленно добавляю свет, оттенки, убираю лишние предметы, меняю тона, и только когда в голове сложится образ, передаю его на холст. Это своего рода фотошоп художника.

Изначально наносится обобщенный эскиз, в котором нет никакого контраста и точности. Он служит больше для определения, что и где должно находиться, но никак не для того, чтобы по нему вырисовывать контуры.

Работаю с помощью акварели, гуаши, но предпочтение отдаю именно маслу. Оно ценится, потому что переживает время. Живопись — единственный вид искусства, который со временем дорожает. Если возраст у картины 150 лет, то она уже является исторической ценностью.

Старинная техника мазками Айвазовского и Шишкина — преобладающая в работах художника. Вблизи кажется, что на холсте хаос, а издалека мазки становятся одним целым и картина оживает. Такая игра зрения получается из разных размеров и движения мазков, а с помощью края одной большой кисти в итоге получается шедевр.

… На мольберте незаконченная работа «Западный обход», рядом – фото, но общее в них только расположение архитектурных объектов.

— Появилось фото с высоты, и я решил показать его в своей художественной интерпретации, ведь такого ещё не было. Краски дают бесчисленное множество оттенков, поэтому картина передаёт всю красоту и величие, которые невозможно увидеть на фото. В фотографиях свои законы, по-своему показывающие город, а мне захотелось живописно обработать увиденное изображение и дать новое видение красоты нашего невероятного Бреста, где Западный обход — его часть. Данная кольцевая развязка является самой большой, сложной и уникальной в Беларуси. Разве можно его не написать, особенно в ночное время?

На сегодняшний день Тигран Джавадян — единственный художник Бреста, который пишет город с высоты и в ночном преображении. С 2000-х годов художником было создано около 2200 картин. Пишет портреты, городские пейзажи, картины жизни животных, сложные сюжетные картины, но любимой тематикой является архитектура, Беловежская пуща и иконы.

Его работы находятся в разных уголках мира: Армении, Азербайджане, России, Польше, Германии, Японии, Америке. Благодаря выставкам, на которых картины художника имеют большой спрос, его имя знают далеко за пределами нашей страны.

Иногда что-то просят сделать на заказ, но художник не пишет ради денег, а занимается тем, что делает его счастливым. Тигран Ишханович часто дарит свои работы поклонникам, что характеризует его как щедрого и бескорыстного человека.

Сегодня Тигран Джавадян является руководителем БОО Демографической безопасности «Ассоциации творческих людей». Это республиканская молодёжная организация с международными выходами, которая отвечает за организацию выставок и курирует белорусскую культуру.

С творчеством художника можно познакомиться в гостинице «Интурист», где располагается самая большая экспозиция выставки картин в Бресте. А встретиться с ним лично можно на шоу-художественной выставке «Седьмое небо», которая откроется 11 февраля в 18:00 по адресу г. Брест, ул. Островского, 12, в Арт-пространстве «Калідор». В экспозиции выставки будет представлено более 50 работ известных художников Бреста. Дополнением станут выступления писателей, музыкантов, а также состоится розыгрыш четырёх авторских работ.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.