Каскадер из Беларуси о работе с Андреем Паниным и гонорарах

17 сентября 2014 в 23:30
Поделиться
Класснуть
Отправить

Мы сидим на скамейке в небольшом скверике. Я дрожу от пронизывающего ветра, а ему хоть бы хны. И не такое переживал. Тонул. Горел. Взрывался. Переворачивался на байке. Падал с высотки. Павел Старун – известный белорусский каскадер. Хотя как известный? О том, что рядом со мной находится человек, снявшийся за пять лет более чем в 60 фильмах, редкие прохожие даже не догадываются. Ведь его лицо не мелькает на экране. Все, что видят зрители, - это лишь мастерство и бесстрашие. И то, и другое, признается Паша, он приобрел на улицах родного города. В Высоком, кстати, мы с ним и встретились. Парень приехал сюда погостить к родителям вместе со своей девушкой Маргаритой – тоже каскадером и актрисой. Она сыграла одну из главных ролей в авторском фильме «Граф в апельсинах», который может уже в следующем году отправиться от Беларуси на Каннский кинофестиваль.

Как вы познакомились? – интересуюсь первым делом у пары.
Маргарита училась на актера и исполнителя трюков в минской киношколе. А я к тому времени был уже действующим каскадером. Мы встретились на одной из тренировок, а со временем стали заниматься вместе.
А у тебя как все началось? Где ты учился?
Все сам, все интуитивно. Окончил в Высоком школу и колледж, отработал в Бресте распределение сварщиком. А потом просто в один прекрасный момент спонтанно собрал какой-то портфель и поехал на попутках в Минск. Без денег и без малейшего представления, найду я там работу или нет. Я просто думал, если осилю Минск, то потом поеду в Москву. А там каскадерство точно есть.
Так, а почему именно каскадерство? Почему не актер, не режиссер?
Я мечтал стать каскадером лет с девяти. У нас даже была своя «банда» каскадеров здесь, в Высоком. Помню, мы придумывали себе разные трюки, и пока их не сделаем – домой не идем. На улицах я научился практически всему, что умею. Потом уже лет этак в 16 посмотрел знаменитый фильм «13 район», узнал, что такое паркур и заболел этим. Тогда я еще вообразил себе, что мы с другом Денисом Паневским (действующий каскадер, кстати, тоже из Высокого. – Е.Д.), будем прыгать на съемках какого-нибудь фильма, а вся съемочная группа будет за нами лазить по крышам (смеется). И вот спустя несколько лет это произошло на съемках сериала «Албанец 3», где целых три дня мы гоняли всю группу по крышам, развалинам и лестницам.
Расскажи, как тебя встретил Минск.
Первое время жил нелегалом в общежитии, устроился на стройку подсобником, через три дня стал бригадиром, спустя месяц – мастером, а через полгода после такого стремительного карьерного роста я оттуда ушел. Потому что знакомый предложил пройти кастинг на каскадера. На то время в Минске было только одно сообщество, руководил которым знаменитый Сергей Каторженко, ему, кстати, принадлежат два мировых рекорда. К нему на кастинг пришли около трехсот человек. Из них он отобрал 28, а потом осталось всего лишь двое или трое. Меня же он взял сразу после первого кастинга, сказал: «Приходи завтра на работу».
Ого, а чем же ты его покорил?
Не знаю даже. Я, как и все, выполнил самые элементарные упражнения: кувырки, прыжки на батуте, отыгрыши от пули или взрыва, импровизированную драку. Видимо, он заметил, что мне это дается очень легко... У Каторженко я пробыл год. За это время успел картин двадцать отработать. Самые запоминающиеся – это первые съемки, конечно. Я попал на сериал «Волки», приехал на площадку, а там - Дмитрий Ульянов. Он сел возле нас, каскадеров, а я и шелохнуться не смею: это же актер! Как себя вести, что говорить. Но атмосфера была очень дружелюбной. Помню, когда надо было сделать один трюк – залезть на четырехметровый столб и упасть с него спиной вниз, режиссер очень долго передо мной извинялся, так как сделал выбор в пользу другого каскадера: «Паш, только не обижайся, но ты наделаешься еще трюков». И не соврал. Работы хватило: я улетал от взрывов, дрался, в меня стреляли...
А чем ты сейчас занимаешься?

- ->С этого года мы с моим другом Сергеем Матюшенко, с которым вместе работали у Каторженко, создали свое каскадерское объединение «Mad stunt». Нас пока немного - человек 20. Сотрудничаем и с российскими компаниями, и с белорусскими - в общем, с теми, кто позовет. Недавно, например, работали на картине «Прерванные воспоминания», которая частично снималась в Бресте. Теперь режиссер Эльхан Джафаров зовет нас в Баку завершить съемки.

Паша, а у тебя узкая специализация или ты каскадер широкого профиля?
Широкого. Мне только драки в меньшей степени интересны. А так могу все: и падения, и трюки на воде, и горение, и автомобильные трюки, и высотные прыжки.
Кстати, с какого этажа ты прыгал?
С помощью веревок со 117 метров. Это где-то 39 этажей. А в детстве прыгал с третьего этажа, но тогда без всяких страховок.
А какой трюк был для тебя самым сложным?
Я дублировал актера в фильме «Поцелуй Сократа», стоял на хоккейных воротах. По сценарию два хоккеиста разгонялись и на скорости должны были меня подбросить, а я перелететь через ворота и упасть плашмя. Этот трюк мы очень долго делали. Дублей пятнадцать, наверное, ушло.
А тебе часто приходится дублировать известных актеров? С кем особенно понравилось работать?
Не раз дублировал российского актера Олега Штефанко, который несколько лет снимался в Голливуде. Мы работали с ним и на третьем, и на четвертом «Албанцах». Даже «барышню-крестьянку» Елену Корикову, которая метр с кепкой и очень миниатюрная. В картине «Поцелуй Сократа», где она играла главную роль, были автомобильные трюки: врезание, вылетание на обочину. Я сидел на пассажирском сиденье в ее одежде 42-го размера и в парике. (смеется) Но больше всего мне понравилось работать с Андреем Паниным. Царство ему небесное. Мужик он очень хороший был. Когда я раньше смотрел фильмы, где он играл всяких подонков, мне всегда хотелось его наказать. Но когда я с ним познакомился, выяснилось, что это очень добрый, душевный, открытый человек...
Паша, а ты кино со своим участием смотришь?
Только если попадается на глаза. А специально – нет. По большому счету я всегда недоволен собой, кажется, мог бы лучше. А еще бывает очень обидно. Вот ты работаешь, отдаешь все силы фильму, а трюк возьмут и покажут всего какие-нибудь полсекунды или вообще вырежут…
Как зритель ты, наверное, только боевики и смотришь?
Смотрю все подряд. Мое любимое кино, например, – «Трасса 60». Заметь, фильм фактически без трюков, но зато какой крутой! В последнее время мне стало интересно смотреть кино с несколько другой позиции: как оно снято. Наверное, влияет будущая специальность - я учусь в Академии искусств на кинооператора.
И как думаешь, кто в итоге победит? Каскадер? Оператор?
Все должно быть вместе. Профессия «Трюковой оператор» появилась в мире не так давно, а в Беларуси и России таких специалистов пока вообще нет. У нас есть замечательные операторы, которые знают, как снять любовь и все остальное, но как снять трюки, понятия не имеют. Очень часто оператор не успевает поймать какой-нибудь сложный трюк типа падения с поезда. И тогда каскадеру приходится делать его еще раз.

- А как твои родители относятся к тому, что тебе приходится падать с поезда или гореть в машине, пусть и понарошку? Они одобряют такую работу?

- На удивление очень спокойно. Хотя это, наверное, только внешне, а внутри очень переживают. Они вообще очень долгое время не знали, что я занимаюсь паркуром, хотя все в Высоком об этом говорили. И о работе каскадером родители узнали не сразу…

- Как же так? А синяки?

- А не было их. Царапины были, пятки болели. А синяков не было.

- А сейчас травмы часто случаются?

- В профессиональной деятельности, тьфу-тьфу-тьфу, еще ни разу не было. А вот в обычной жизни на ровном месте бывает: шел, споткнулся, упал - швы (смеется).

- Извини, но это что тогда? – меня интересует огромный след от ожога на левой руке.

- Это случилось еще в детстве, мне было лет 14. Полез за сливами на дерево, а рядом трансформаторная будка и распределяющий столб. Меня ударило током - 10 тысяч вольт. Конечно, мог бы калекой остаться на всю жизнь, если бы вовремя не сделали операцию, или еще хуже... Но слава Богу все обошлось.

- А ты когда-нибудь отказывался делать трюк, потому что тебе было страшно?

- Никогда. Но страшно периодически бывает. Это естественное состояние. Не боятся только сумасшедшие. Мне, например, было очень страшно делать падение с мотоцикла. Нужно было развернуть машину на 180 градусов, попасть в определенный промежуток между «столбиками», перевернуть там мотоцикл, а потом скатиться с крутого обрыва.

- В твоей работе присутствует момент импровизации или все четко спланировано?

- По большей части каскадерство – это все-таки импровизация. Такого не бывает, чтобы ты подготовился к трюку, а потом сделал так, как запланировал. Приходится выкручиваться на месте.

- А расскажи какую-нибудь забавную историю со съемок, когда все пошло не так, как надо.

- Самая смешная произошла не со мной, а с моим нынешним боссом - постановщиком трюков Сергеем Матюшенко. Как-то он снимался в Крыму, и один из актеров, который по сценарию должен был лежать в гробу, отказался делать это. Тогда Сергея Васильевича попросили продублировать. И вот пока все бегали, репетировали, он лежал себе тихонечко в ящике, а когда прозвучало «камера, мотор», труп вдруг громко захрапел.

- Паша, а каскадерством можно себе заработать на жизнь?

- У нас в Беларуси это практически нереально, так как каскадерство - непостоянная работа. Ты никогда не знаешь, когда и куда тебя пригласят, много ли будет работы. Бывает, что за восемь месяцев нет ни одного предложения, а потом бац - и целый месяц работаешь. Рассчитывать только на каскадерство сегодня не приходится, постоянно ищу какую-то халтуру.

- Какой самый большой гонорар ты получал?

- Долларов 500. А так в основном за трюк платят 150 - 300$.

- У тебя есть кумиры среди каскадеров? Какой кинотрюк тебе бы хотелось повторить?

- Вина Дизеля. Спрыгнуть с моста на кабриолете, а потом сигануть из машины с парашютом. Кажется, этот трюк был в фильме «Три икса». А вообще мой кумир, как, наверное, у всех каскадеров, – Джеки Чан. Приблизиться хоть на чуть-чуть к его мастерству – это моя самая заветная мечта.

Фильмография Паши Старуна (избранное):

«ПираМММида» (режиссер Эльдар Салаватов);
«Рассказы» (режиссер Михаил Сегал);
«Пять невест» (режиссер Карен Оганесян);
«Шагал-Малевич» (режиссер Александр Митта);
«Масакра» (режиссер Андрей Кудиненко);

Сериалы: Псевдоним «Албанец» 3 и 4; «Месть», «Немец», «Следы апостолов», «Талаш», «Роман в письмах», «Снайпер 2: Тунгус», «Охота на Гауляйтера» «Лето волков», «Блиндаж», д/ф «Города-Герои» (Брестская крепость) и многие другие.
По материалам газеты Заря
Фото из архива Павла Старуна.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.