«Будем стараться удивлять». Директор Брестского театра кукол — о близком новоселье, новой сцене и «зависти» коллег

8 апреля 2019 в 08:27
Поделиться
Класснуть
Отправить

Чтобы город заполучил такой театр, потребовалось без малого 10 лет, а учитывая работу над проектом — еще больше. За это время на объекте сменялись строители, произошли изменения в руководстве труппы, подвергался переделкам проект и, увы, ушел из жизни его автор — архитектор Валерий Георгиевич Кескевич. И вот, наконец, до «первого звонка» остались считанные месяцы и можно оценить результат огромных усилий. Артисты ждут-не дождутся, когда смогут «примерить на себя» новую сцену. Что же там, за интригующим фасадом, узнавали корреспонденты «Вечерки».

И кресла-трансформеры

В этом здании все будит творческую мысль. Хочется немедленно что-то придумывать, пробовать, фантазировать. Изгибы и ломаные линии, окна необычной формы (как в детском калейдоскопе), световые эффекты. В театре сотни таких секретов и секретиков. И самый большой — как автору проекта Валерию Кескевичу удалось уместить все это на небольшом участке земли в центре Бреста?

Сценический комплекс, по признанию автора проекта, был для него самым «крепким орешком». Как расположить сцену и увязать ее со зрительными залами и вспомогательными помещениями? Когда решение было найдено, все, как по волшебству, сразу встало на свои места.

Сцена задумывалась как подъемно-опускная: с пятью плоскостями, способными подниматься, выстраиваться каскадом и опускаться вниз, в трюм. К сожалению, в ходе строительства проект пришлось упростить из финансовых соображений.

Задумка была превосходная, — говорит директор театра Тамара Павлюкович. — Тем не менее, режиссеры и актеры, с которыми довелось общаться по этому поводу, сходятся во мнении, что сцена и в ее нынешнем виде дает возможность творить и удивлять. Осталось 9 закрытых проемов и 3 люка-провала (небольшие лифты). В определенный момент, по задумке режиссера, лифты подъезжают к нужному проему и в считанные секунды поднимают человека, конструкцию или декорацию в уровень пола. Кроме того, есть большой накладной круг, который может вращаться.

Ограниченное пространство подвигло архитектора к оригинальному и красивому решению. Два зрительных зала (большой — на 200 мест и малый — на 70 мест) располагаются по обе стороны от сцены в виде амфитеатра. Кресла-трансформеры из малого зала можно вынести, к примеру, на время фестиваля, и устроить представление во внутреннем дворике театра.

Специалисты уже приступают к монтажу осветительной системы и наладке сценического оборудования (верхней и нижней «механики»). С представителями минской фирмы, выигравшей тендер, идет заинтересованное обсуждение, какой должна быть одежда сцены. Решили — яркой, как и кресла для зрителей.

По-хорошему были бы в обмороке

Театр занимает пятачок земли 95×60 м. Но на трех этажах и в цокольной части разместилось столько помещений, разных по функционалу и стилистике!

В таком пространстве мы не можем жить только театром, — рассказывает Тамара Павлюкович. — Рассматриваем его как площадку, где найдется место любому из видов искусств. Планируем, что кроме театрального музея (он разместится на 2-м этаже) и театральной студии будут вокальная и изостудия. Мечтаем о беби-театре для самых маленьких деток — до 2–3 лет. Одно из самых красивых помещений с деревянным полом отвели под зал хореографии. Создать национальный колорит планируем в этнокомнате (у меня лично много экспонатов). Ребята из городских школ могли бы приходить сюда на тематические уроки. Не оставили просто как подполье и цокольный этаж. В помещении для молодежных батлов поставим мягкую мебель, столики, будет работать вайфай. В игровой комнате на 150 кв. м для родителей с детьми выделили зону именинника, где можно устраивать праздничное чаепитие. Кроме того, предусмотрены 3 кафе на цокольном, 1-м и 2-м этажах. Причем в одном из них будет только детское меню. Приглашаем к сотрудничеству арендаторов, со многими претендентами уже встречались. В целом расчет такой: придя в театр с ребенком утром, уйти можно вечером.

Театральный холл уже готов принять гостей. Только красивые люстры еще не успели «расчехлить» (берегут!). Осталось добавить и несколько дизайнерских штрихов: кожаную мебель яркого цвета, элементы из особого стекла с подсветкой.

Самим актерам раньше приходилось тесниться в четырех комнатках без водоснабжения. Теперь в их распоряжении будут 12 грим-уборных, обустроенных с комфортом, и большой репетиционный зал рядом со сценой.

Уверена, что к нам захотят приезжать коллеги из других стран, в их распоряжении гостевые комнаты, — говорит директор театра. — Осенью мы были на фестивале в Турции, видели, в каких условиях там работают артисты частного театра: думаю, они по-хорошему были бы в обмороке от этого всего. Общались и с коллегами из Парижа, у которых практически нет своего помещения. Утром они обследуют городское пространство: где выступить, где можно снять помещение?

В августе приступаем к работе

Брестскому театру кукол — 50 лет, а его труппе, в которой сейчас 16 артистов, — 55. За полвека существования коллектив добился признания не только в своей стране, но и в Европе, в чем немалая заслуга бывшего директора, а ныне художественного руководителя Михаила Шавеля. Наград престижных фестивалей в разных странах не счесть. Будет из чего создавать музей театра!

По словам директора, артисты с нетерпением ждут переезда с Партизанского проспекта в новое здание театра. Они уже сейчас придумывают различные проекты, акции... В связи с новосельем график отпуска с конца лета перенесли на июнь-июль. А в августе начнется поэтапный переезд и подготовка к открытию.

Конечно, будет торжественное открытие (его дата еще не назначена). С какого спектакля начнется отсчет новой главы в истории театра кукол — также еще не решено. Тамара Павлюкович не исключает, что это может быть и «Новая зямля», премьера которой недавно прошла с таким успехом.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.