Сергей Жданович приносит в офис большую коробку с игрушками. Это пластиковые машинки с мордочками. Бизнесмен с товарищами сделали из них персонажей мультика. Схема интересная. Говорят, так поступают в США и Южной Корее. Сперва игрушки, а потом уже сериал — во избежание дополнительных трат. Сергей рассказал, каких усилий стоит создание мультика Made in Belarus.
Так вот, в 2011-м мы начали плотно сотрудничать с 5D-кинотеатрами. Садятся четверо, надевают очки, платформа двигается, куча эмоций на выходе. Под них и стали создавать фильмы в 3D. Мы хорошо и быстро делали, они хорошо и быстро продавали. В принципе, довольны были все. Постепенно родилось несколько фильмов для детей.
Параллельно рекламе я вел бизнес по продаже детских игрушек. Так вел, что не имел понятия, что такое, допустим, «Смешарики» и анимация вообще. Не особо ей интересовался. Хотя было понятно, что лучше продаются именно брендовые лицензионные игрушки.
В то же время приходило осознание, что рынок, на котором мы делали свои 3D-дела, скоро обвалится. «Скоро» произошло даже раньше, чем мы думали. В 2014-м обвалился российский рубль. В моем представлении, этот кризис — самый конкретный из всех. Почти что весь наш контент покупали россияне.
У нас к тому моменту было отснято три серии сериала «Робики». Почему-то было принято авантюрное решение рвануть в Канны. Попиариться чуть-чуть.
Мы, в принципе, были там единственными белорусами. Сняли стенд, презентовали собственный продукт, пытались наладить какие-то связи.
Да, в Канны можно просто так приехать и разложиться. Были бы деньги. Мы заплатили за выставочные площади порядка €20 тыс. Это и близко не окупилось. Просто и спросить было не у кого. Приехав туда, мы увидели, что, к примеру, российский «Фонд кино» проплачивает стенд всем российским аниматорам. У них есть отдельный шатер, где представители русских студий размещаются и проводят переговоры. Это происходит централизованно. То есть каждой студии не надо отдельно платить 20 «штук» за стенд.
Хотя понятно, что «Фонд кино» зарабатывает. А наш Минкульт — нет.
Хотя в Каннах мы многому научились. Например, поняли, что приезжать туда с незаконченным продуктом вообще нет смысла. Приезжать без крупного партнера — тоже нет смысла. Крупный партнер — это связи и личный опыт, а они всегда стоят много. Если ты пообщался с большими игроками на каком-то кофе-брейке, это не значит, что вы гарантированно будете с ними работать.
Вышло так, что после Канн мы сидели на переговорах с Central Partnership, обсуждали, как бы нам продать им свои «Робики» полнометражным фильмом. Проект на три миллиона. Полтора должны были изыскать мы. Полтора — они. У них есть сети, у них есть связи, у них есть кинотеатры. Войдя в партнерство с Central Partnership, мы закрыли бы кучу проблем.
И да, три миллиона для полнометражного 3D-фильма — это общие деньги на производство и маркетинг. И это очень мало.
Параллельно мы хотели подавать проект с сериалом в русский Минкульт. Но не сложилось по материальной части. Курс очень скакал, а россияне продолжали все считать в своей валюте. И получилось, что цена нашей работы упала в два раза, что, конечно, никак нас не устраивало.
В Беларуси же ситуация иная. В пик кризиса я с новыми весьма перспективными сценариями дважды стучался в наш Минкульт. Грубо говоря, участвовал в конкурсе на грант. Мне предлагался формат на 13 минут. Мы потом встречались с Дригой, и я объяснял ей, что такой формат не подходит для телеканалов. Это либо 11 минут, либо 22. Потому что все зависит от сетки рекламных блоков.
В общем, подавались мы два раза. Конкурировали с «Беларусьфильмом». Естественно, проиграли. Одно из условий для регистрации заявки было следующим: компании, которая производит мультик, должно быть не меньше пяти лет. Ситуация получилась смешная. Нам исполнялось пять лет 5 октября. А конверты вскрывали 4-го числа.
Со второго раза мы прошли первый этап. Но случилось так, что наши сценарии не привлекли внимания.
В итоге не договорились с россиянами, не выиграли грант от белорусов и продолжили делать мультик самостоятельно. И доделали. Продали права на российскую «Карусель», в Китай, хотя китайскую версию нам так до сих пор и не сбросили, а также в ряд частных авиакомпаний. Думаю, результат мог быть бы лучше, но мы по ходу ошиблись с партнером по дистрибьюции.
У меня был идея создать сериал белорусскими силами. Одна из главных ошибок.
В идеале для работы над мультипликационным сериалом нужно человек десять. Мы заканчивали последние четыре серии впятером. У меня оставались аниматор, визуализатор, он же компоузер, продюсер, режиссер и еще один аниматор. Я контролировал происходящее. Ребятам минимизировали и задерживали зарплату. Стояла задача «умри, но сделай». Люди ею прониклись.
В 2015 году мы доделали первый сериал. В 2016-м осознавали, что было сделано не так. В итоге поняли, что нужно двигаться от другого. Американцы и корейцы поломали систему подхода к мультипликации. Они делают следующим образом. Сначала идут к производителю игрушек: «Покажите популярную игрушку, на которую вам бы хотелось сделать ставку».
Когда мы доделали «Робиков», стали тоже связываться с производителями игрушек. Выяснилось, что создание качественной игрушки на основе сериала предполагает изготовление пресс-форм примерно за $300 тыс. То есть фабрике это дико невыгодно.
Потому правильнее «переселять» игрушки в сериалы. Это реклама их изделий. Вот так мы и пошли от обратного. На «Полесье» я впервые был лет восемь назад. Сильно удивился чистоте. Сам по образованию станочник широкого профиля. До армии поработал полгода фрезеровщиком, а потом пошел служить связистом в Колодищах. Видел, что такое завод. На этом фоне «Полесье» удивило.
Правда, начинал я с россиян. Мне показалось, что они будут более подготовлены к нашему предложению. Не пришлось бы долго объяснять. Но оказалось, что у кого-то 500 человек работает, у кого-то 1000. А заводам по 20 лет. Так я вернулся к варианту с «Полесьем» и понял, насколько контора солидная. На сайте уже была представлена лицензионная продукция от Marvell и Disney. То есть люди шарят и хотят развиваться.
Воспылал, в общем, патриотизмом.
Предложил им объединиться. Взяли машинки. Их шесть вариантов. «Тушки» все одинаковые, просто детали верха меняются. Попросили поменять цвета, добавили им глаза. Придумали четыре сценария. В общем, за две недели полностью разработали мир для этой игрушки. Сделали его близким для детей 0+. Идея понравилась «Полесью». Мы договорились о финансировании 50 на 50. Не могу сказать точно, какие это деньги. Но в среднем в Беларуси минута анимации стоит $8000, мы делаем дешевле. Первый сезон решили посвятить алфавиту. 32 серии по 3 минуты. В каждой серии песенка про букву.
Как только мы выпустили первую серию, мне прилетело: «Когда будет беларуская мова?» Я очень за родной язык чисто по-человечески. Но, как бизнесмен, задаю один-единственный вопрос: «А кто денег даст на белорусскую азбуку?» Чтобы окупить мультик, нужна аудитория в миллион человек.
Каждую неделю мы выкладываем на канал серию. Сейчас их 20. Доснимаем остальное. Я смотрю продвижение нашего мультика в Instagram и вижу, что нас активно смотрят в Беларуси, России, Украине, Киргизии и Казахстане. На эти страны и стоит ориентироваться. Их объединяет русский язык.
Хотя те же «Би-Би-Знайки» стоят вообще ничего. Сейчас мы хотим продавать игрушки благодаря сериалу. С «Робиками» было по-другому. Мы думали сделать деньги на продаже прав. Это ни фига не работает. Разговаривали с продюсерами «Маши и медведя», «Фиксиков», «Смешариков». Средняя окупаемость любого сериала — до пяти лет. Мы снизили стоимость своего сериала до жизнеспособных минимумов, чтобы дотерпеть до второго сезона. Потому что никто не будет вкладывать миллионы в неизвестный проект. Я верю, что у нас получится.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.