Занавес опущен, залы пусты — в Бресте закончилась театральная неделя

17 сентября 2016 в 21:24
Поделиться
Класснуть
Отправить

Жил-был театр маленький, выступал он в городе маленьком, но огромный там дал спектакль… под названием Causa Fatalis.

Фестиваль «Белая вежа» был закрыт «без слов» пражским «Театром Нового Фронта». На импровизированной сцене были только действия и эмоции — ничего лишнего. Из декораций — имитация дома из металлоконструкции, из актеров — труппа из пяти человек. И этого оказалось более чем достаточно, чтобы рассказать о проблеме человечества: жизненных пороках и конце света.

Поначалу создаётся впечатление, что актёры весь спектакль намерены шутить со зрителем, выходить в нелепых нарядах, танцевать, петь, но стоит присмотреться, переосмыслить их действия — и перед нами уже трагедия, жизнь совершенно разных четырёх людей, но с одинаковым изъяном: одержимостью своими желаниями и мечтами, цена за которые — жизнь.

Трагедия одного дома — это трагедия человечества, которое стремится к беспечной жизни. Оно подневольно вожделению и самообману. В погоне за мечтой, возможно, даже мнимой, каждый из жителей дома теряет над собой контроль, отдавая, пусть и не осознанно, свою душу незнакомцу, имя которого дьявол.
Что же в конце? Победа зла и смерть… и крики «Браво».
Игра актёров потрясает. Без единого слова понятно: вот этой героине понравилось падать в объятия своего соседа, а этой нравится перечитывать письма, этому герою очень нужно починить стул, а вот актёр, который просто за всеми наблюдает (и который всех их в конце убьёт).

Уличные спектакли — это шанс для каждого увидеть настоящую игру актёров, подумать, возможно, что-то переосмыслить в своей жизни. Ведь плохих спектаклей не бывает. Есть зрители, которые их не до конца понимают…

Перед показом невероятно веселый и жизнерадостный режиссер театра Ирина Андреева рассказала корреспонденту портала Brest.biz о постановке (для тех, кто всё-таки не понял).

Как вы думаете, зритель понимает, что вы хотите сказать своим спектаклем без слов?
Прежде всего понимает, потому что у нас нет языковых границ. Мы можем играть в Боливии, Индии, в Израиле, и не нужно никаких слов.
О чем ваши спектакли?
Чаще всего о важных вещах. Мы стараемся выбирать серьёзные темы: история человечества, смерть, творчество, любовь. Конечно, мы очень любим и юмор, и посмеяться, но в основном наши спектакли серьёзные.
А что для актёра сложнее: сыграть эмоциями или движениями?
Мы не играем эмоциями. Их должны чувствовать зрители — это наш актёрский принцип. То, что мы делаем, чтобы вызвать эти эмоции, — это работа как психическая, так и физическая. Невозможно сказать, что актёр выражает что-то движением. Если он двигается, а внутри пустой, то он ничего не выражает. Но то, что чувствует актёр, — это не те настоящие эмоции, которые он проживает в жизни, и не те эмоции, которые актёр вызывает у зрителя. Это что-то совсем другое. Специальная эмоциональная актёрская область.
У вас в труппе актёры разных национальностей. Это, скорее, плюс или минус для режиссера?
Это огромный плюс. Актёры разных национальностей, с разным театральным опытом в разных областях, кто-то больше танцор, кто-то больше мим, кто-то больше драматический актёр, а процесс работы — это обмен опытом. И когда люди приезжают к нам из разных стран, то каждый привносит что-то от себя. Мне это очень нравится.
О чём Causa Fatalis?
Мы рассказываем на модели одного мира жителей дома в забытом, провинциальном городе о конце света. Видим внутри, как они живут, их маленькие проблемы, но потом появляется кто-то, кто даёт им огромные возможности, и люди становятся зависимы от него. Хотят больше, а в конце создают культ этого человека.
Почему именно он был выбран для постановки на закрытии фестиваля?
Мы его очень любим и уверены, что это хороший спектакль, большой и эффектный.

После показа мы спросили у зрителей, поняли ли они спектакль у зрителей.

«Я думала, что актёр, который бегал с косой — это или смерть, или демон, который приносит раздор в эту семью. Мне безумно понравился спектакль. Это такие эмоции, когда смотришь и хочешь, чтобы это не заканчивалось. Мы первый раз на фестивале, но после просмотра этого спектакля хочется, чтобы подобные фестивали проходили каждый месяц» — поделилась Екатерина.

«Мне спектакль понравился. Я думаю, я поняла, что хотел сказать режиссёр: вечная тема добра и зла. Я в восторге от фестиваля» — рассказала зрительница Татьяна.

«Этот спектакль содержит в себе столько скрытых посланий и символов, что нужно время после просмотра, чтобы составить у себя в голове какую-то осмысленную картину. Иногда кажется, что перед тобой балаган, но балаган особенного толка. За общей сумятицей и неразберихой скрывается общая трагедия четырех человек, чей жизненный уклад был полностью разрушен приходом некого незнакомца. И жизнь обычных людей, подвластных порокам и страстям, меняется до неузнаваемости. Сначала они предаются необузданному и необдуманному празднеству, доходящему до откровенного мракобесия, а затем позволяют незнакомцу разрушить их знания, веру, и в конечном итоге — их самих. Впрочем, закрадывается подозрение, что все гораздо проще, чем кажется, а режиссер — первоклассный мистификатор» — резюмировал Александр.

Также после спектакля были подведены итоги фестиваля:

  • За яркий дебют на фестивале «Белая вежа» награжден спектакль «Мы обязательно встретимся» Государственного русского драматического театра имени А.С. Пушкина (Туркменистан).
  • В номинации «Русский актёрский ансамбль» победил Черниговский областной академический украинский музыкально-драматический театр имени Т. Г. Шевченко со спектаклем «Ночь перед Рождеством» (Украина).
  • Лучшей мужской ролью признана роль английского актёра Пипа Уттона за роль Чаплина в спектакле «Чаплин» (Великобритания), лучшей женской ролью признана роль Кристины в исполнении Полины Харламовой в спектакле «Язычники» (Казахстан).
  • Лучшим режиссёром признан Ежи Зонь и его спектакль «Хор Сирот» (Польша).
  • Фаворитом фестиваля и победителем в номинации «Лучший спектакль» назван Львовский академический театр «Воскресение» за уличный спектакль «Чайка» (Украина).
Не забывайте, что театр существует не только во время фестиваля «Белая Вежа», а круглый год, с не менее интересными спектаклями и известными актёрами.

Юлия Буйко

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.